Форум » Большой зал » "Гарри Поттер". Статья-эпитафия на смерть СС » Ответить

"Гарри Поттер". Статья-эпитафия на смерть СС

monha: Это попытка подытожить впечатления о всей семилогии и о последней книге в частности. Конкретно - это слезоизлияния относительно судьбы великого и могучего С. Снейпа. Автор был на эмоциях, не судите строго)) СПОЙЛЕРЫ!!! *Спи спокойно, милый принц...* «...страданье есть способность тел, и человек есть испытатель боли. Но то ли свой ему неведом, то ли ее предел». Иосиф Бродский «Любовь – как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубоко корни во все наше существо и нередко продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах нашего сердца». Виктор Гюго И теперь, оглядываясь назад, на те семь (СЕМЬ? Да неужели все настолько серьезно?!)... ну хорошо, пусть пять, пролетевших как откспелиармусная Снейпом локхардова палочка, лет, я задумываюсь – нет, а на самом деле, неужели все было НАСТОЛЬКО серьезно? Ларчик открывается простым нажатием правой ноги – разумеется нет. Да и вообще, каждому свое, на вкус и цвет фломастеры разные, кто-то любит арбуз, а кто-то – свиной хрящик и все тому подобное. Но, отделяя-таки наивкуснейшие мушьи тушки от засохших котлет, хочется отметить, что все, возможно, и осталось бы на уровне простого проглатывания, объохивания, фиконаписания и фикокритикования, слов: «Вобщем мысль ясна. А как там звали того, с бородой? Дамбл...мл...» и «Новая вышла? А... не помните, что там в прошлой было?», а потом спокойненького забывания под давлением быта и активной личной жизни, если бы этой английской учительнице не взбрело в голову увековечить образ своего наиболее ненавистного школьного учителя, терроризировавшего автора семилогии в далекие юношеские годы. И – ТА-ДАМ – на сцене под грохот литавр и свет юпитеров появляется... Хотя, конечно, все было не так. Да и думала ли сама Роулинг, еще только слабо намечая сказку о мальчике в очках, сделать историю Северуса Снейпа одной из главнейших, сюжетообразующих линий? Поспорить можно. Но, несмотря на все, именно так у нее все и вышло. Так что теперь не отвертится. Я, опираясь только на личное свое же мнение, отвергая плагиат как публицистческое сутенерство, хочу сказать со всей ответственность (ибо созрело и накипело) – подобный персонаж является одним из наиболее ярких личностей всей английской литературы последних двух столетий (если эта статья прокатит, давайте цитаты из Диккенса и Остин – хотя всех их я люблю и всячески уважаю, речь не о том – оставим тоскливым кафедрам филфаков, а образ Великого Сыщика опустим, как тривиальность, ок?)) Чем же, в конце концов, зацепило? Полагаю, тут стоит покаяться не только мне, но и целой интернациональной рати (хотя каждый, разумеется, отвечает лишь за себя, а я – за себя) разновозрастных поклонниц, отдавших дань мрачности и загадочности, строгости и скрываемой типа страсти, этой понятно-что-всеми-непонятой глубине индивидуальности и рикманьячности («Хм, а оказывается этот Рикман еще и Гамлета играл...») ввиду желания приятно скоротать вечерок, отвлечься от прыщавого молодого или толстобрюхого старого, поверить в сказку или просто по романтичности душевного склада. Но отгремели бои, а все оказалось намного серьезнее. Как говаривал великий комбинатор: «Одним нарзаном разве проживешь?..» Вымученная, наделавшая шумихи и подарившая СМИ на целый месяц уверенности в собственном рейтинге седьмая книга расставила все точки и запятые и доказала-таки, что «аффтор» не только «жжёт», но и настрой был совершенно серьезен. Прошедшая через все книги непростая, но, придется признаться, в итоге не слишком уж замысловатая судьба Северуса Снейпа, помимо плавающих пенопластом на поверхности трудного детства, юношеской забитости, ожесточенности, разочарования, внутренней борьбы и верности единственному путеводному чувству, является зеркалом или даже символом, лозунгом великой человеческой трагедии и великого человеческого спасения – ЛЮБВИ. И не надо ничего про пасторали. Почему-то из всей, открывавшей страница за страницей все новые загадки и загадочки «Deathly hallows», из всех «...ради Лили...», и даже из всех «Взгляни... на... меня...» (то-то встрепенулась на будущие подвиги фантазия еще не угасшей армии снарри-маньячек)), из всей этой внезапно открывшейся бочки меда или дегтя по' сердцу ударил тот самый ответ Дамблдору о серебрянной лани. «Всегда». И тут начинаешь задумываться. А какого это – жить со свинцовой гирей в сердце, нести через все дурацкие ошибки юности и тяжелые потери взрослости, через мелькающие фигурки балбесов-школяров, через скептические и отстраненные косые взгляды сверстников и коллег, через эти мрачные холодные стены и вечные колбочки с уродами, через тошнотворные снисходительные улыбочки из-под очков-полумесяцев и через тупую боль зеленой татуировки, через всю свою унылую биографию память о застрявшей перед глазами и так и не ушедшей из головы, но с легкостью - из его жизни той рыжей девице. Всегда. Разумеется для многих такой пример не оправдывает замахов автора (статьи) на алтарь великой английской литературы, и вообще – горя в настоящей жизни и без неразделенной любви из какой-то детской книжонки на каждом шагу хватает. Возможно скажете вы.)) Однако, подобный дифирамб – не сопливый восторг от того, что любимого всем рунетом (да и не только) снейпушку повысили до ранга почти-главного-героя. А дело все в том, что наконец-то именно в детской, рассчитанной заодно и на старший возраст, литературе появился трагичный образ страдающего человека, совершенно ненавистного главному звездой горящему герою (ведь Роулинг, что примечательно, почти никогда до седьмой книги не позволяет напрямую почувствовать сочувствие к Снейпу, о всех не соответствующих отрицательности образа эмоциях остается лишь догадываться – верно, отдает дань английской сдержанности)), образ, отвергающий любую улыбку жизни, кроме циничной усмешки (все-таки спасибо товарищу Рикману – здесь-то он угадал), не Тень Отца Гамлета, а вполне приземленный образ сальноволосого школьного учителя, который со своей подчеркнутой негативностью оказывается наконец-то простым несчастным мальчишкой в дурацкой рубашке с черным жабо. В его несчастье нет никакой помпезности (мы сейчас говорим о книге, фанфики и Рикмана -долой!)), такие вот мрачные типы в нашей жизни встречаются сплошь и рядом. Только не всегда находится стимул, способный прекратить их скат по наклонной плоскости. А Снейп бы скатился. В такой-то кампании, да с таким-то бараньим упорством ходить ему под зловонной пятой Того-Кого, гнить ему в казематах Азкабана. И вопрос о силе личности так и остался бы подвешенным в воздухе. Но герой не прошел мимо своего великого счастья и великого горя в лице гарриной матушки. Линия Снейпа-Лили во всей истории является примером того, как надо любить, как надо прощать. Роулинг дала посыл многим великим идеям, и до нее уже набившим оскомину. Сила воли, дружба, братство... это все понятно, особенно, когда вокруг все хорошие – еще понятнее. А что делать, когда вокруг все плохие? Нет, разумеется были и безумный Фроло, и страдающий Цепеш, и отпрыски Монтекки и Капулетти... Однако, надо отдать должное Роулинг, показавшей, как фундаментальное, метафизическое если хотите чувство заставляет в абсолютной тьме незнания вдруг выбрать верный путь, переломав себе при этом все кости и покрошив сердце в мандрагоровый отвар. За что действительно стоит не стесняться говорить вслух о том, что ты читал все семь книг Гарри Поттера (вся страна читает, но почти никто в публичных личках про это никогда не пишет), так это за возможность глянуть на сию историю с любой колокольни, и все равно не разочароваться. Потому что у книги есть послевкусие и второе дно. Если отвлечься от глянцевых плакатов в витринах книжных, от всякого сувенирного барахла с эмблемой GP, от фанатского ажиотажа и, собственно, от самой затасканной-перетасканной линии о том, что добро неприменно обязано победить зло, если не обращать внимания на всяческую суету, как говорили Стругацкие, сует, то в книге начинает просматриваться настоящая, неоднозначная, противоречивая и совершенно не наводящая на мысль о гарри-со-снитчем-над-головами-восторженной-толпы жизнь. И тут прекрасно вырисовывается два лагеря. Первый – сказочная компания «Гарри и сыновья» со своими, конечно, трагедиями, но и со своим, разумеется, хеппи-эндом, где почетным членами являются все роулингские персонажи, и второй (внимания, сейчас я буду категорична) – Снейп. Куда я веду? Да к тому, что без этого второго лагеря читать книгу было бы незачем. Да, это было бы неплохое развлечение и неплохая сказка, но копнуть тогда в ней было бы некуда. А так – делай себе выводы о всех превратностях жизни, молодой человек, веди себя хорошо, не огрызайся с незнакомыми людьми и не слушай плохих дядечек. А главное – если любишь, то люби до потери пульса. Скажу вам честно, дорогие читатели, ни мифическая история гарриных родителей, ни банально затянувшаяся линия отношений Гермионы и Рона или совершенно аморфная – Гарри и Джини подобным впечатлением меня не одарили. Близко подошли только, наверное, Люпин и Тонкс с их трагической общей кончиной. И, несмотря на то, что у Роулинг все получилось, в конце она делает непоправимую оплошность – она, государи мои, Снейпа убивает. И за это ей НЕЗАЧОТ! Не только потому, что жалко. Все дело в том, что раз Вы, уважаемая, неизвестно благодаря какому сочетанию небесных тел получили в свои руки такую огромную власть влиять на огромное колличество умов читателей, надо думать о последствиях. Когда я думаю о печальной снейповской судьбине и о не менее печальной кончине, ничего, кроме ощущения безысходности в моей душе не рождается. Нет, я не считаю, что это была очистительная смерть. Скорее уж у него была очистительная жизнь. И хотя настоящая жизнь и несправедлива, но хеппи энд в данном случае был бы куда уместнее, нежели жестокая реальность. Так мы узнали, что сколько об лед ни бейся – никто договоров о счастливом исходе с нами не заключал. Но, смени Роулинг пластинку, и у огромного количества людей появилась надежда, которая – почему бы, блин, и нет?! - может быть смогла бы чуть-чуть смягчить ту жесткую реальность, коей (и хоть за это следует отдать автору должное) Роулинг в случае Северуса Снейпа осталась верна до конца. Однако пилюлю на все-таки подсластили. И как! Скажу честно – читая последнюю главу (сколько-то там лет спустя, ну, все помнят), я с унылым видом ожидала встретить маленького Северуса среди гарриного потомства. Как же иначе? Хотя негодование по поводу нулевой реакции Гарри на просмотр посмертных мыслей Снейпа (видимо, не до того в тот момент было Спасителю Человечества) смягчилось фрагментарным упоминанием главным героем снейповских подвигов и отношений с его матерью перед притихшей толпой, все же я ждала большей благодарности от первого лагеря. Ближе к концу я поняла – чего я жду? это же книга о ГАРРИ ПОТТЕРЕ, и от сказки не стоит ждать признания жизни. И ход с именами тогда казался мне жуткой дешевкой. Но автор меня подловил)) Имена всех детишек прозвучали, а самое главное имя так и не было названо. И тут – БАЦ! «Альбус Северус Поттер»! Овации зала не знали предела. И весь скептицизм моментально смыло. По истине, это был ход что надо. Символ примирения двух лагерей. Второе имя – это максимальное, на что способна сказка, но ведь способна же!))) Надежда жива. А теперь, дорогие читатели, если вы хоть что-нибудь поняли из сумасшедшего хода моей заковыристой мысли, хочется пожать вашу крепкую дружескую ладонь и напоследок пожелать больше никогда не читать таких глупых книжек и не менее глупых рецензий на них. Бывшая pr.Vedьma Flёur

Ответов - 0



полная версия страницы